Menu
A+ A A-

«От Урала до Москвы»:

к 165-летию со дня рождения

Д. Н. Мамина-Сибиряка

2017 11 23 mamin sibiryak 40089Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – известный русский прозаик, автор великолепных художественных произведений.

Писатель родился 6 ноября 1852 года на Урале, в Пермской губернии, на Висимо-Шайтанском заводе в семье приходского священника по фамилии Мамин.

В семье было четверо детей. Жили скромно, ведь доходы семьи были небольшими. «Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом», – вспоминал Дмитрий Наркисович.

Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда вспоминал ее с любовью. Тогда, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у будущего писателя любовь к русской литературе. Вечерами в семье читали книги вслух, домашнюю библиотеку постоянно пополняли и очень ею гордились. Дмитрий рос вдумчивым и увлекающимся ребенком. Затем он мог бы стать, как и отец, священником (он обучался в Пермской духовной семинарии), но выбрал другой путь.

Мечтая стать писателем, он определил для себя две вещи, которые необходимо сделать. Первая – работа над собственным языковым стилем, вторая – понимание жизни людей.

I. Сказки на ночь

«Баю-баю-баю… один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает…»

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Писать сказки Дмитрий Наркисович начал, когда уже был взрослым. До сказок же им было написано множество романов и рассказов. Талантливый, сердечный писатель оживлял страницы детских книг, проникая в молодые сердца своим добрым словом. Он говорил с детьми о поиске собственного места в мире людей и природы, о красоте и бесценности каждого живого существа, о необходимости быть одновременно милосердным и осторожным. А главное – о том, что человек должен помогать слабым. Писатель считал: нельзя никак допустить, чтобы жестокие законы природы победили и уничтожили человека как личность.

Для детей Мамин-Сибиряк стал писать не случайно: он видел в них наше будущее. И был уверен, что если они вырастут добрыми и честными, то сумеют сделать жизнь лучше, счастливее… Ему хотелось помочь детям стать, прежде всего, хорошими людьми. «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Серая Шейка», «Аленушкины сказки» это классические произведения, известные не только миллионам детей нашей страны, но и детям многих стран мира. Еще при жизни писателя они были переведены на многие языки Европы. Количество переводов этих произведений на языки Запада и Востока год от года увеличивается. Детские рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка одно из ярких проявлений многогранности его яркого художественного таланта.

Алёнушкины сказки / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; худож. Г. Юдин. – Москва : Астрель, 2012. – 119 с. : цв. ил. (6+)

«Аленушкины сказки» стали знакомы и любимы уже многими поколениями юных читателей. В этих сказках все оживает: и зверушки, и птицы, и насекомые, и игрушки. Даже молоко и манная каша ведут себя как люди и порой ссорятся между собой. Скачет вприпрыжку, согреваясь от зимней стужи, задиристый Воробей Воробеич. Зайчишка-хвастунишка трусливо прячется под кустом. Воинственные крохотные комарики, навалившись всем скопом, выгоняют из своего болотца громадного медведя.

Емеля-охотник / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; [худож. Т. Капустина]. – Киев : Веселка, 1981. – 94 с. : ил. (6+)

В рассказе «Емеля-охотник» много внимания уделяется описанию охоты, хотя основное в нем – воспитание сострадания и любви к животным. Дед Емеля хотел добыть теленочка (точнее – олененка) для своего болеющего внука по его настойчивой просьбе, но когда нашел его, спокойно гуляющего со своей мамой-оленихой, то не смог его убить. Емеля вспомнил, как погибла мама Гришутки, защищая его своим телом от волков в лесу, и видел, как то же самое пыталась сделать и олениха.

Зимовье на Студёной / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; худож. А. Мищенко – Киев : Веселка, 1982. – 27 с. : ил. (6+)

Известный рассказ классика русской литературы об одиноком старике, живущем обособленно в глухом лесу, вдали от людей, а подчас и без провизии и его верном друге – собаке Музгарко, единственном незаменимом помощнике на охоте. Когда умер этот верный спутник старика Елески, то вскоре не стало и его хозяина… Это грустное повествование о том, насколько одинок может быть человек в этом мире и насколько преданы бывают «братья наши меньшие».

Приёмыш : (из рассказов старого охотника) / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; [худож. С. Бордюг]. – [Москва : Малыш, 1985]. – [24] с. : цв. ил. (6+)

Среди рассказов Мамина-Сибиряка, особенно полюбившихся детям, есть немало рассказов об охотниках и сторожах, живущих в лесной глуши. Так, рассказ «Приемыш» о том, как старый охотник выходил осиротевшего лебеденка, родителей которого подстрелили забавы ради приехавшие из города господа-охотники. Действительно, находятся люди, которые неразумно относятся к природе и животным: сколько названий зверей, птиц и растений вписано сейчас в Красную книгу! В настоящее время, как никогда, важно правильное отношение человека к природе, а в рассказах поэтому, на удивление современного писателя, природа для людей – родной дом, который они любят и оберегают.

Рассказы и сказки / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; худож. Б. Игнатьев. – Москва : Искателькнига, 2015. – 112 с : ил. – (Школьная библиотека). (6+)

В сборник вошли произведения: «В глуши», «Вертел», «Зимовье на Студёной», «Медведко», «Постойко», «Богач и Еремка», «Приемыш», «Емеля-охотник», «Старый Воробей», «Серая Шейка». В рассказах писателя проходит целая вереница детей-тружеников. Худенькие, бледные, в рваной одежонке, они и в мороз, и жару дробили уголь на рудничном дворе, крутили колеса гранильных машин в темных углах мастерских, катили перед собой тяжеленные тачки.

Светлячки : сказки / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; худож. Т. Гнисюк. – Москва : Молодая гвардия, 1992. – 92 с. : цв. ил. (6+)

В этой книжке – сказки Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, которые давно не издавались и потому, к сожалению, сегодня мало известны. Читая сказку «Светлячок», читатель словно проникает в таинственную жизнь леса, его обитателей. Маленький светлячок живет совсем недолго, но коротенькая жизнь его полна событий и приключений.     Неопытный и наивный светлячок сначала лишь радуется всему, что видит, но постепенно он начинает понимать, что жизнь не так уж безоблачна, как ему казалось: она полна неожиданностей и опасностей. Если герои сказки «Светлячок» живые обитатели леса, то в сказке «Золотой брат» писатель заставил ожить даже такие, казалось бы, «мертвые» предметы, как металлы железо и золото, и в их беседах слышатся голоса людей с различными характерами и разным отношением к жизни.

Серая шейка / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; худож. И. Годин. – Санкт-Петербург : Амфора, 2010. – 94 с. : цв. ил. – (Ребятам о зверятах). (6+)

В этой известной всем ребятам сказке, писатель рассказал о маленькой уточке со сломанным крылышком. Она не смогла улететь со своей стаей в теплые края, и ей пришлось остаться одной зимовать на севере. Сколько опасностей подстерегало ее на каждом шагу! И если бы не спас ее старый охотник, попасть бы уточке в лапы хитрой лисы!

Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост : из книги «Аленушкины сказки» / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; [худож. С. Кунцевич]. – [Москва : Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2000. – 10 с. : цв. ил.] (6+)

 За окном ночь, уютно светит лампа: всем детям давно пора спать, но Аленушке все не спится. Так, часто сидя возле кроватки любимой единственной дочки, писатель рассказывал ей сказки. Потом их записал, чтобы и другие дети смогли их прочитать. Он так и назвал их – «Аленушкины сказки». В этой книге – одна из самых известных и любимых сказок для детей из этого цикла.

Сказка про царя Гороха / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; худож. С. Бордюг. – Москва : Стрекоза-Пресс, 2011. – 191 с. : цв. ил. – (Классика – детям). (6+)

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки старикам да старушкам на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло…» Все, вроде бы, было хорошо в стране, которой правил царь Горох с царицей Луковной: был царь нраву веселого, умел дать отпор недобрым воинственным соседям. Любил царь людей и, прежде всего, семью свою: жену любимую и детей, сына – славного и храброго царевича Орлика и дочек – прекрасную царевну Кутафью и маленькую царевну Горошинку. Но что-то случилось потом с царем: стал он подозрительным, жадным, несправедливым, злым… Догадайтесь, кто же помог ему стать прежним, всеми любимым царем?

Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую Канарейку / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; [худож. И. Кособуцкий]. – Челябинск : Аркаим, 2004. – 16 с. : цв. ил. – (Тропинками сказок). (6+)

В этой сказке из цикла «Аленушкины сказки» Воронушка – Черная головушка, птица сильная и смелая, защитила от стаи воробьев желтую Канарейку. Она пожалела ее, поселила у себя в гнезде, учила добывать себе пропитание и остерегаться врагов. Не должны ли также поступать и люди, оберегая и помогая более слабым, менее удачливым собратьям?

Сказочка про Козявочку : из «Аленушкиных сказок» / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; худож. М. Успенская. – 3-е изд. – Москва : Детская литература, 1983. – 63 с. : ил. – (Книга за книгой). (6+)

В этой книжечке – сказки из широко известного цикла «Аленушкины сказки»: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказочка про Козявочку», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», «Сказка о том, как жила-была последняя Муха», «Умнее всех». Об «Аленушкиных сказках» сам писатель говорил так: «Это моя любимая книжка ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».

Сударь Пантелей – свет Иванович : новгородское предание / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; [худож. Н. Ф. Василенко]. – Орджоникидзе : ИР, 1987. – 16 с. : цв. ил. (12+)

«Сударь Пантелей – свет Иванович всегда просыпался очень рано, а сегодня проснулся раньше-раннего, потому что его укусил клоп… Боярин разгладил свою окладистую бороду и начал перечислять сначала в уме, а потом вслух свое боярское добро. А добра было немало…» Но не он один владел таким богатством: еще был его вечный враг – боярин Озноба. Никак не могли они примириться, а удалось это сделать простому мужику – богатырю Пестерю. И вот «старая боярыня Никитишна только всплеснула руками, когда вечером сударь Пантелей въехал во двор вместе с боярином Ознобой»…

II. На старых уральских заводах...

Рассказы, повести, очерки, романы

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше»

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Написав свой первый роман, Дмитрий Наркисович отнес его в одну из редакций под псевдонимом «Томский». Редактором издания в то время был М. Е. Салтыков-Щедрин, давший низкую оценку произведению Мамина-Сибиряка.

Но Д. Н. Мамин-Сибиряк не сдался. Он прошел через все испытания с честью, и уже в начале 80-х годов XIX века на него упали первые лучи славы: тогда вышел сборник «Уральские рассказы».

Братья Гордеевы / Д. Н. Мамин-Сибиряк. – Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1955. – 79 с. (16+)

Действие повести происходит на Урале в 40-х годах XIX столетия. Сюжет произведения был навеян реальной историей полутора десятков крепостных мальчиков, отправленных за границу для обучения заводскому делу. Писатель использовал в повести подлинный исторический факт, имевший место в то время. В «Краткой летописи Нижнего Тагила», под рубрикой: «1821–1825 гг.» имелась следующая запись: «По приказу Николая Никитича Демидова из заводских школ выбраны самые способные ученики и отправлены за границу для обучения в разных специальных учебных заведениях…».

Горное гнездо : роман. Рассказы / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; [вступ. ст. и примеч. В. Мещерякова ; худож. А. Дудин]. – Москва : Художественная литература, 1990. – 431 с. : ил. – (Классики и современники. Русская классическая литература). (16+)

Среди произведений Мамина-Сибиряка это заняло особое место, которое определялось его поэтикой. «Горное гнездо» – один из лучших романов писателя, рассказывающий об упорной и беспощадной борьбе между владельцами заводов. В этом романе на фоне свободно, живо льющихся картин уральского заводского быта, нравов заводских «воротил», прекрасной природы показан заводовладелец Евгений Лаптев. Его  прототипом был П. П. Демидов потомок знаменитого тульского кузнеца Никиты Демидова, основателя горного дела в России, родоначальника демидовской династии.

Золото : роман. Повести и рассказы / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; Москва : Художественная литература, 1985. – 527 с. – (Классики и современники. Русская классическая литература). (16+)

Тема романа «Золото» была выдвинута уже в ранних очерках «От Урала до Москвы». В центре романа – судьбы нескольких рабочих семей: Родиона Зыкова, Тараса Мыльникова, бабушки Лукерьи. В истории этих семей были отражены судьбы десятитысячного рабочего населения Балчуговского завода, а за ними, в свою очередь, – положение рабочих всей страны. Основное действие романа укладывалось в сравнительно небольшой отрезок времени – около двух лет, но в кратких отступлениях автор знакомил читателя с предысторией действующих лиц, что значительно расширило хронологические рамки и дало возможность представить жизнь героев на протяжении многих десятилетий.

Приваловские миллионы : роман. Рассказы / Д. Н. Мамин-Сибиряк. – Москва : Художественная литература, 1986. – 525 с. – (Классики и современники. Русская классическая литература). (16+)

Это произведение стало в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка первым произведением в жанре романа. По своей структуре «Приваловские миллионы» представляли дальнейшее развитие традиций классического русского романа. Много места заняло здесь изображение судьбы главного героя Сергея Привалова. Действие романа разворачивалось на основе конфликта между главным героем, в руки которого должен был перейти по наследству богатейший заводской округ, и группой буржуазных хищников, которые стремились прибрать к своим рукам капиталы незадачливого наследника.

Три конца / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; худож. В. Мамаев. – Екатеринбург : Сократ, 2002. – 480 с. : ил. (16+)

В ряду крупных произведений Мамина-Сибиряка, отображающих жизнь капиталистического Урала («Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото», «Хлеб»), роман «Три конца» всегда занимал видное место. Писатель создал яркую картину заводской жизни, какой она сложилась на Урале в первые пятнадцать лет после отмены крепостного права. Писатель придавал роману «Три конца» большое значени. Так, в письме к одному из редакторов "Русской мысли" он писал: «Насколько мне помнится, заводские рабочие еще не были описаны, у Решетникова соляные промыслы и маленькие приуральские заводы, а я беру Зауралье». И несколько позже: «... это не тема, а целая темища».

для детей старше шести лет Яндекс.Метрика