Menu
A+ A A-

Уважаемые родители!

Предлагаем вам познакомиться с информацией о методе интерактивного чтения. Заниматься им можно уже с первых месяцев жизни ребенка!

 ИНТЕРАКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Суть метода интерактивного чтения – в диалоге между ребенком и книгой: не просто читать книгу и рассматривать картинки, но еще и задавать вопросы, обсуждать прочитанное, не ограничиваясь односложными ответами, учить ребенка формулировать свои мысли.

МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

1          Читайте вместе – читая книги с ребенком, очень важно добиваться от него полного понимания текста, для этого делайте паузы во время чтения, чтобы поговорить о том, что интересует вашего ребенка.

2          Задавайте как можно больше вопросов: чем лучше ваш ребенок понимает истории и рассказы на данном этапе своего развития, тем легче ему будет научиться читать и писать в будущем.

3          Обсуждайте детали книги: чтобы по-настоящему понять произведение, ребенок должен выходить за рамки того, что написано на страницах или отображено на иллюстрациях.

4          Разыгрывайте историю в лицах: после того как вы прочитаете историю несколько раз, подготовьте реквизит и разыграйте ее со своим ребенком, в форме мини-спектакля. Благодаря этому ребенок сможет поразмышлять о том, как одно событие приводит к другому, и почему герои действуют и реагируют так, а не иначе.

5          Делитесь мнением о книге: помните о том, что каждую книгу, которую вы читаете вместе с ребенком, необходимо детально обсуждать.

6          Соотносите сюжет с реальным опытом: когда вы связываете прочитанное с тем, что ваш ребенок уже знает или испытывал на себе, то помогаете ему лучше понять точку зрения и взгляды персонажа, а также почему он думает определенным образом.

7          Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории – ребенку важно понимать не только то, что происходит в рассказе, но и то, почему это происходит.

8          Хвалите ребенка во время чтения. Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг.

9          Читайте ребенку о вещах, которые он любит: выбирайте книгу о том, что вашему ребенку знакомо, например, книгу о походе в детский сад (первый класс) или о знакомстве с новым другом. Пример фразы, с которой можно начать разговор: «Ты помнишь свой первый день в детском саду (в школе)?»

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ С РЕБЕНКОМ 3-6 ЛЕТ

Начинать заниматься можно еще до того, как ребенок заговорит. Книги как раз и формируют словарный запас ребенка!

Задавайте как можно больше вопросов! Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Где мама ушибла ногу? Что посоветовал маме доктор? Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

Обсуждайте детали книги. Предложите малышу рассказать, что происходит на картинках. Вот Конни стоит в очереди в кассу, что она собирается купить? А чем это Конни занимается на кухне, какое блюдо она приготовит маме? Развивайте речь и воображение ребенка.

Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте звуки котенка, увидев его на картинке, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки. Акцентируйте внимание на эпизодах, которые важны в воспитательном плане именно для вашего малыша. Например, по книге «Конни помогает маме» можно закрепить новые навыки, что нужно:

никогда не разговаривать с посторонними по дороге в детский сад;

проверить, закрыта ли дверь перед выходом;

брать на себя инициативу и помогать приготовить обед или убрать в комнате самому.

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ С РЕБЕНКОМ 6-9 ЛЕТ

Как только ребенок начал читать самостоятельно, важно не «осиливать» количество прочитанных страниц, а сделать все, чтобы привить интерес к чтению.

Подавайте пример и делитесь впечатлениями о любимых произведениях, читайте их и обсуждайте. Возьмите, например, книгу «Ромео и Джульетта» – это пересказ самой известной истории о любви простым языком. Спросите у ребенка, что он думает о героях книги и их поступках. Попросите его обосновать свое мнение. «Что ты скажешь про Ромео, Джульетту, а про Бенволио? Почему враждуют семьи Ромео и Джульетты? Как ты считаешь, Капулетти не разрешают Джульетте выйти замуж за Ромео?»

Интерактивность – важный критерий при выборе книг для детей этого возраста.

Выбирайте книги с заданиями, текстами и лабиринтами. Превращайте работу с текстом в игру. Вместе пройдите тест в конце книги, проверьте, кто лучше помнит историю.

Разбирайте незнакомые слова. Проверьте, все ли основные понятия книги знакомы ребенку. Сталкивался ли он с этими понятиями в других книгах и фильмах? Попросите привести примеры.

Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории! Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ С РЕБЕНКОМ 9-12 ЛЕТ

Предложите ребенку самому выбрать книги. Пусть он знает, что его мнение имеет значение, кроме того, если тема для обсуждений будет ему близка, вам будет легче удерживать его интерес. В серию «Уроки из жизни» издательство подбирает героев из разных сфер деятельности — от культуры и науки до предпринимательства. Всегда можно выбрать интересного персонажа. В коллекции уже есть Стив Джобс, Анна Ахматова, Стивен Хокинг, Фил Найт, Игвард Компрад.

Соотнесите сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Например, «Как думаешь, получилось ли у Джобса добиться успеха, если бы он не обладал навыком убеждения? Каким IT-проектом тебе было бы интересно заняться? Что тебе для этого нужно?»

Задавайте ребенку открытые вопросы. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета, делайте предположения. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Например, какие качества помогли Стиву Джобсу добиться успеха? Какие были бы у нас телефоны, если бы Джобс не основал Apple?

Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки. Важно, чтобы он понимал, что читает, обращал внимание на детали. Именно этому учат нас в школах и университетах – самим получать необходимую информацию. Не важно, будет ли это веб-сайт, параграф в учебнике, фильм или инструкция к электроприборам, у ребенка уже будет выработан навык работы с текстом. После прочтения книги о Джобсе можно пройти марафон и поработать с активити-блокнотом — скачать их можно совершенно бесплатно. Эти упражнения помогут превратить новые знания в навыки и еще больше погрузиться в мир любимого героя в формате игры.

Интерактивное чтение. – Текст : электронный // Альпина.Дети : [сайт издательства «Альпина Паблишер»]. – URL: http://альпина.дети/read (дата обращения: 18.03.2021).

для детей старше шести лет
Яндекс.Метрика