"Почемучкины" книжки
Книжка-игрушка - выбираем лучшее
Когда появились книжки-игрушки
Книжка-малышка появилась несколько столетий назад. С тех пор она значительно изменилась, похорошела и приобрела ряд новых возможностей. Сегодня существует несколько видов книжек-игрушек: книжки-ширмы, книжки-поделки, книжки-панорамы, книжки-затеи, книжки-вырубки, кино-книжки, книжки с игровым замыслом, книжки-игрушки для теневого театра, книжки-раздвижки, музыкальные книжки, этот список можно еще продолжать и продолжать. Книжка-игрушка умеет петь песенки, говорить на разные голоса, пищать и даже плавать. Она научит ребенка шнуровать ботинки, определять время, различать цвета. Много еще чему может научить книжка-игрушка. Но самое главное, она познакомит и подружит малыша с книгой.
Писатель и Художник
Кто является автором книжки-игрушки? Писатель, который создал текст? Или художник, который создал уникальную идею художественного оформления? На что ориентироваться в выборе книги? Важно и то, и другое. Эти крошки развивают не только любовь к чтению, но и художественный вкус малыша, мелкую моторику рук, воображение, логику. Так много умеет книжка-малышка, и так не просто создателю сочетать на нескольких страницах такое количество возможностей.
Книжка-игрушка для детей от полугода до 3 лет.
Для малышей созданы книжки-фигуры и книжки-забавы, среди которых книжки-пищалки, книжки-погремушки, книжки-подушки, книжки-вырубки. Знакомство лучше начать с книжки-вырубки, у которой плотные картонные страницы, либо с матерчатой книжки, страницы которой изготовлены из ткани.
Книжки-игрушки для детей до года
1. Матерчатые книги не должны линять, малыши ведь так любят все пробовать «на зубок».
2. Одна страница – одна картинка.
Не должно быть яркого и пестрого фона. Малышу гораздо легче проследить связь между словом и предметом, когда не надо отвлекаться на дополнительные детали.
3. Содержание должно быть простым.
Дети любят начинать читать с середины или конца, и каждая страница должна говорить только о себе, на доступном языке. Это могут быть короткие стихи, потешки, прибаутки.
4. Краткий комментарий. Малыши не могут удерживать внимание более одной, полутора минут. Именно поэтому не стоит много рассказывать. Достаточно обозначить, что это собачка, и говорит она «ав-ав», а это кошка. Знакомьте с книгой постепенно, когда малыш научится различать животных, учите различать части тела: хвосты, уши, нос, глаза и т.д.
Книги для детей постарше обязательно должны содержать коротенькие сказки, рассказы, стихи, или загадки. Малыш уже пробует воспроизводить слова и ему очень нужен пример для подражания.
Книга-игра
Книга-игра вторая большая группа и включает в себя книгу-театр, книгу-поделку, книгу-раскраску и т. д. Эти книги можно предложить малышам от трех до семи лет. Игра и книга в этом возрасте начинают соперничать по своей силе, создавая прекрасные возможности для развития интеллекта малыша.
Книжка-игрушка своими руками
Книжку-игрушку довольно просто сделать своими руками. Вам понадобятся ножницы, бумага и немного фантазии. Предложите ребенку сделать книжку-бабочку. Из любого материала (картона, цветной бумаги, ткани) приготовьте заготовки туловища, головы и усиков бабочки. Затем по размеру заготовок сделайте страницы-крылья. Попросите ребенка, группу детей написать на них загадки, стихи, скороговорки. Пусть дети раскрасят крылышки, либо добавят иллюстрации. Соедините страницы и заготовки туловища. Вот и получилась самая настоящая книжка-поделка.
Для тех, кто хочет узнать больше
- Алексеева И. Как правильно выбрать книжку-игрушку/ И. Алексеева// «Мой маленький». - № 12. – 2008.
- Ермолаева М. В. К вопросу о видовом разнообразии книжек-игрушек /М. В. Ермолаева Российская научно-практическая конференция «Редакторские чтения – 2010». Челябинской государственной академии культуры и искусствhttp://agora.guru.ru/
- Чаусова С.А. Книжки-игрушки делаем сами: Традиции,обычаи,обряды... : Цикл занятий "Семейного творческого объединения" для родителей с детьми дошкольного возраста // Читаем, учимся, играем. - N 5. - 1998. - С.5-23.
- Рогальская Е. Веселые картинки // Счастливые родители. - N 4. - 2001. - С.88.
- Мяэтос О. Кто придумал книжки-картинки? // Наш малыш. - N 2. - 2002. - С.61.
- Головчак А. В. Развитие детей младенческого возраста : тематическое планирование занятий с детьми 7 месяцев // Ребенок в детском саду. - N 1. - 2005. - С. 24-29 : ил. - Продолж. Начало: 2004. N 6.
- Ганзикова Г. С. История книг-игрушек // Мир библиографии. - N 4. - 2000. - С.31-55. - Окончание. Нач.: 2000. N 5 .
|